Пятница, 26.04.2024, 11:35

Особое детство, ЗПР не приговор!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей, был по-детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка.

Наш детский сад работает с детьми, у которых уже в дошкольном детстве отмечаются признаки неблагополучного развития. Эти признаки видит специалист, но, к сожалению, многие родители не замечают, или не придают этому должного значения. Что это за признаки?
Перечислим некоторые из них:
- Ребёнок для своего возраста плохо говорит, избегает речи, заменяя ее другими средствами общения.
- Ребенок часто капризничает, его укачивает в транспорте, иногда он жалуется на головную боль.
- Ребенок может долго "играть", но быстро утомляется при интеллектуальной нагрузке.
- Ребенок невнимателен, быстро отвлекается, не любит учить стихи, плохо их запоминает.
- Игры ребенка довольно однообразны, не сопровождаются речью.
- В детском саду жалуются, что ребенок не любит рисовать или плохо рисует.
- В старшем дошкольном возрасте ребенок с трудом осваивает счет, образы букв и цифр, путает их начертание, не может выделить звуки в слове.
Конечно, это только наиболее типичные внешние проявления. Разброс как степени отставания в развитии, так и причин, вызвавших это отставание, огромен.
Практически каждый случай - индивидуален, но на сегодня все эти случаи отставания в психическом развитии объединены в одну группу - это дети с ЗПР.

Именно таким детям призван помогать наш детский сад.
Важной целью для нас является попытка помочь тем родителям, которые столкнулись с данной проблемой. Надеемся, что наш педагогический коллектив еще раз подтвердит самый важный постулат, на котором строится вся коррекционная работа с детьми с ЗПР, - постулат о возможности преодоления этого состояния.
Если у ребенка-дошкольника достоверно установлена задержка психического развития, то в большинстве случаев при правильной организации работы с такими детьми через несколько лет никто и не вспомнит, что у них были эти проблемы.
Формирование готовности к обучению в школе - цель всей коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками направленной на их всестороннее развитие и обучение.

Задачи коррекционной работы:
- Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов- образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
- Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
- Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
- Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
- Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
- Формирование идеологической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
- Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
- Формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.

Начинает свою работу детский сад в 7.00. Для прихода детей отведен интервал от 7.00 до 8.15.
Специфика специализированных групп детского сада требует от родителей обязательного общения с воспитателем. Приведя ребенка в сад, родители должны рассказать воспитателю об особенностях сегодняшнего состояния ребенка: как спал, настроение, самочувствие. Это нужно, чтобы педагоги учитывали текущее состояние ребенка при организации индивидуальной работы с ним и оценке его поведения. По мере прихода детей, воспитатели проводят индивидуальные занятия по рекомендациям специалистов группы и занятия по плану воспитательной работы.
В 8.15 проводится специальная коррекционная гимнастика, которая содержит как общеразвивающие, так и специальные упражнения - дыхательные, артикуляционные и упражнения для развития тонкой моторики. После гимнастики проводятся гигиенические процедуры, и дети садятся завтракать. 15 - 20 минут, которые остаются до плановых занятий, отводятся на игру и общение детей.
В 9.00 начинаются занятия по плану детского сада. Первые два занятия проводят учитель-дефектолог и воспитатель, занимаясь с детьми по подгруппам. Например, с одной подгруппой занятие по развитию элементарных математических представлений проводит учитель-дефектолог. Одновременно с ним воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности со второй подгруппой. Затем после короткого перерыва (10 мин.) происходит смена подгрупп.
Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура, или коррекционная ритмика.
После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по плану индивидуальной работы с ребенком. Занятия длятся от 15 до 20 минут в зависимости от возраста и возможностей детей. С каждым ребенком учитель - дефектолог занимается индивидуально 2-3 раза в неделю.
Практика показывает, что практически в каждой группе есть дети, особенности развития которых временно не позволяют включать их в подгруппы (особенно на начальных этапах работы). Занятия с ними проводятся только в индивидуальном режиме по индивидуальной программе каждый день. При организации индивидуальной работы с детьми педагоги придерживаются гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишить ребенка возможности поиграть с детьми. Таким образом, планирование индивидуальной работы определяется потребностью в ней конкретного ребенка и поэтому жестко не регламентируется.
Оставшееся до прогулки время наполняется организованной воспитателем (или самостоятельно) игрой или предоставляется детям для занятий по интересам. На этом моменте хочется остановиться подробнее. С нашей точки зрения, именно способность детей самостоятельно найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками, он должен быть достаточно обучен, уметь взаимодействовать с товарищами, быть способен руководствоваться правилами и подчиняться им.
Способность к выбору дидактической игры, доступной по сложности, отражает уровень сформированности его собственной самооценки.
Пока дети играют, специалист продолжает работать. Он наблюдает за свободной деятельностью детей, анализирует ее. Полученные результаты помогают скорректировать направления коррекционно-развивающей работы.
В 10.45 (11.05) дети собираются на прогулку. Во время прогулки педагоги решают как оздоровительные задачи, так и специальные коррекционно-образовательные. Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Воспитатели контролируют соответствие одежды детей погодным условиям и предполагаемой двигательной активности.
Во время прогулки коррекционно - образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Иногда планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т.д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.
В 12.10 (12.30) дети приходят с прогулки и готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени также используется для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отставанием в развитии действовать по заданному алгоритму. Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя отработанный алгоритм действий. На этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (картинки-символы с изображениями определенных действий детей, расположенные последовательно в ряд). Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, зрительные опоры убираются, и дети действуют самостоятельно.
Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, подготовки ко сну и т. д.). По возможности, в обучении детей действовать в соответствии с алгоритмами, принимают участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, логопед). Это дает возможность каждому сотруднику работать с малой подгруппой (3 - 4 ребенка), что позволяет индивидуально подходить к каждому из них. Педагоги обязательно учитывают темповые возможности детей и степень обученности каждого из них. Например, для детей с последствиями ранних минимальных поражений мозга с их слабой нервной системой, несоблюдение этих условий может привести к невротическим и протестным реакциям - заиканию, энурезу, к отказу от сотрудничества со взрослым, к агрессии и т.п. Во время режимных моментов решаются и воспитательные задачи: детей учат помогать друг другу, учат быть заботливыми и терпеливыми.
С 12.40 (13.00) дети начинают готовиться ко сну. Дневной сон имеет большое значение для детей, а особенно для детей с ЗПР. К этому времени дети уже около 6 часов находятся в состоянии бодрствования и многие из них, а особенно дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, сильно устают и перевозбуждаются. Бывают случаи, когда ребенок засыпает уже во время обеда, у части детей от перевозбуждения пропадает аппетит, они долго не могут заснуть. Дневной сон позволяет детям восстановить силы.
Процедура укладывания занимает важное место в воспитательной работе. Она хорошо продумана, а дети приучаются к ней так, чтобы подготовка к дневному сну не вызывала у них отрицательных эмоций и была естественной потребностью. Важно, чтобы при засыпании дети испытывали спокойные положительные эмоции. Для этого им предлагается, закрыв глаза, послушать записи звуков природы или релаксационной музыки, читаются небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.
Подъем (15.00) также имеет специфические особенности. Пробуждение детей проходит не одновременно, и педагоги обеспечивают плавный постепенный выход каждого ребенка из состояния сна. Для этого воспитатель за несколько минут до подъема включает тихую спокойную музыку. Постепенно, по мере пробуждения детей, громкость звука повышается.
После того, как дети проснулись, проводится гимнастика пробуждения. Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одевание детей проводится под динамичную музыку.
После дневного сна распорядок дня строится следующим образом:
С 15.10 до 16.15 свободное время заполняется играми и любимыми занятиями. 10 минут занимает логопедическая гимнастика. Если предусмотрено расписанием, в отдельные дни проводится еще одно занятие. На 10 -15 минут занятия детей прерываются на полдник.
С 16.15 до 17.00 воспитатель проводит "коррекционный час". Занятие проводится индивидуально или с малой группой детей по заданиям учителя-дефектолога и логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, необходимых для усвоения коррекционно-образовательной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Воспитатель занимается непосредственно с каждым воспитанником или с малой подгруппой (2-3 ребенка) по 5 - 10 минут.
В 17.00 дети выходят на вечернюю прогулку, которая организуется аналогично утренней.
В период с 17.00. до 19.00 родители приходят за детьми.

В план детского сада включены следующие виды детской деятельности:
1. Комплексное коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ).
2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
3. Развитие речи.
4. - 5. Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Начальное обучение грамоте.
6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП).
7. Обучение игре.
8. Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность).
9. Конструирование.
10. Труд.
11. Социальное развитие.
12. Ознакомление с художественной литературой.
13. Музыка.
14. Физическая культура (ФИЗО).
Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях специализированных групп детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте. В более сложных случаях, когда ЗПР имеет осложненный характер или поздно начата коррекционно-развивающая работа (лишь в подготовительной группе), ребенку может быть рекомендовано обучение в классе КРО при общеобразовательной школе или в школе VII вида (по решению психолого-педагогической комиссии).

Рекомендации специалистам